(Дисан) [сир. , ; греч. ῾Ηλιόδωρος, Δοσᾶς (Δοσαί, Σοδᾶς)] (пам. греч. 20 авг., 9 апр.), священномученики (вместе с ними и др. мученики) Персидские, к-рые пострадали в 362 г. при Шапуре II (309-379). Мученичество сохранилось на сир. и греч. языках. Автор сир. текста - Марута, еп. Майферкатский (2-я пол. IV - нач. V в.), дважды побывавший в Иране и убедивший шаха выдать останки мучеников для погребения в Майферкате (в верховьях р. Тигр).
Cогласно сир. Мученичеству, в 53 г. правления Шапура II (362) иран. войска вторглись в рим. владения и штурмом взяли крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Об этой военной кампании (360-362) повествует церковный историк V в. Созомен. Персы разрушили стены крепости, убили мн. защитников, 9 тыс. пленных мужчин и женщин увели с собой. В их числе оказались еп. И., пресвитеры Д. и Мариав (сир. ), а также диаконы и монахи. Пленников направили в Бет-Хузайе (Хузестан), обл. в Юго-Зап. Иране. По пути следования, в Дастагерде (в 90 км к северо-востоку от Багдада), И. тяжело заболел, рукоположил во епископы Д. и сделал его главой всех христиан. Вскоре И. скончался. Продолжая путь, пленники ощущали себя единой Церковью, молились и пели хором псалмы. Песнопения христиан раздражали персов-зороастрийцев, и те донесли о происходившем мобеду Адарфарру (Адурфарзгерду), отличавшемуся особой жестокостью в обращении с иноверными. Тот в свою очередь обратился к Шапуру, назвав Д. главным зачинщиком. Шах через мобеда и начальника гвардии приказал запретить христианам посещать своего духовного главу, т. е. Д. Повинуясь приказу, иран. вельможи попытались склонить пленников к вероотступничеству. После неудачной попытки стража из 100 всадников и 200 пеших воинов отобрала из всех христиан 300 наиболее стойких, в их числе епископа Д., Мариава, диаконов и монахов. Их доставили в горную обл. Масабадан (на западе совр. Ирана), где предъявили ультиматум: либо они примут зороастризм, либо их ждет смертная казнь. Вдохновленные речью Д., к-рый заявил, что, хотя враги залили землю кровью, они не смогут сокрушить дух верующих, 275 пленников предпочли мученическую смерть, 25, отступив от христ. веры, сохранили жизнь.
Cреди спасенных оказался и диак. Авдишо (сир. ; греч. форма имени - Авдисий), т. к. рана от меча была неглубокой. Он и приютивший его бедняк ходили на место казни мучеников и заботились об их достойном погребении. Обнаружив тела Д., Мариава и неск. священников, они переправили их в горы, вырыли небольшую пещеру и положили внутрь, а вход завалили большими камнями. Однако староста селения из боязни быть обвиненным в пособничестве иноверцам арестовал и казнил Авдишо.
Авдишо может быть отождествлен с Авдикием, мч. Персидским, чья память под 10 апр. отмечается вместе с мучениками Иаковом и Азаданом (см. ст. Иаков, Азадан и Авдикий, мученики Персидские). Только в сир. тексте упомянут сан Авдишо. Текст греч. источников о мучениках в целом совпадает с текстом Мученичества, к-рый дополнен нек-рыми деталями.
И., Д., а также Мариав и Авдишо упомянуты в анонимном греч. энкомии Ии, мц. Персидской, пострадавшей при Шапуре II (энкомий сохр. в ркп. X-XI вв.). Однако сир. Мученичество И. и др. не упоминает мц. Ию, поэтому можно предположить интерполяцию имен мучеников в греч. энкомии.